Выставка «Бронзовые «стражи» с берегов сибирских рек»
В Омском музее просвещения работает археологическая выставка «Бронзовые «стражи» с берегов сибирских рек» в рамках музейно - выставочного проекта «От находок к открытиям». В центре внимания выставки – предметы фигурного бронзового литья Сибири. Это - воплощенные в древнем металле мастерами прошлого образы человека, медведя, росомахи, зайца, лебедя, утки, щуки, змеи.
Древним религиям и многим народам свойственно представление о божествах и духах в образах животных. Поклонение животным, как объектам охоты, а также тотемным животным, которые считались нашими предками защитниками родов и племен, возникло на самых ранних стадиях развития человечества в рамках первобытной культуры и искусства. Для мифологического миропонимания характерны зооморфные персонажи фольклорных сюжетов. Они гармонично вписываются в традиционное трехчастное деление мира – это Верхний мир, Средний мир и Нижний мир.
Например, в легенде о сотворении мира у обских угров водоплавающая птица (утка, гагара, чомга) является основной участницей космогонического действия. По просьбе верховного небесного бога Нуми-Торума, птица нырнула на дно мирового океана и вынесла в клюве кусочек донной земли, из которой Нуми-Торум создал мир, где сейчас живут все люди и звери. А из утаенной в птичьем клюве частицы земли Куль-отыр, темная ипостась небесного божества, властелин духов зла, создал преисподнюю.
На выставке представлены уникальные артефакты бронзового века сейминско - турбинского типа из фондов музея – отлитые из бронзы наконечники копий и кельт (случайные находки из окрестностей деревни Окунево Муромцевского района Омской области). Все найденные предметы включены в Государственный каталог Музейного фонда РФ. Экспозиция дополнена экспонатами из фондов Музея археологии и этнографии Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского – образцами керамической посуды и предметами каменной индустрии этого времени. Се́йминско-ту́рбинский межкульту́рный (транскульту́рный) фено́мен - общее наименование археологических памятников со специфическими бронзовыми находками, распространившихся по лесной и лесостепной полосе Евразии в 2150—1600 годы до н.э.
Ярким акцентом выставки стали произведения омских художников - Евгения Дорохова и Натальи Карнаушенко, новосибирского художника Эдуарда Логинова.
Евгений Дорохов и Наталья Карнаушенко создают свои работы в контексте древней изобразительной традиции народов Сибири, пытаясь уловить те глубокие смыслы, которые вложили в свои изделия наши предки, жившие на просторах нашего сурового края.
Эдуард Логинов, создавая свои работы, использует авторскую технику эстампажа - технику оттиска рельефных изображений. Вдохновение художника – петроглифы Горного Алтая, рассказывающие зрителю свои истории, пропитанные духами стихий и величием природы.
На выставке представлены предметы из личного архива знаменитого омского ученого, археолога Владимира Ивановича Матющенко, переданные его дочерью Ольгой Владимировной Шевченко.
Посетители выставки окунутся в особенную атмосферу, где керамические сосуды, наконечники стрел, каменные орудия, кости древних животных будут сосуществовать в едином художественном контексте с живописными полотнами художников. Соединение глубочайшей древности и современного взгляда создаст целостное восприятие выставки и усилит эмоциональное воздействие на зрителя.
Выставка будет интересна всем, кто увлекается историей Сибирского региона.
Выставка «Александр Дымников. «Космический пейзаж»
Александр Александрович родился 5 июня 1961 г. в Ленинграде. В начале 1970-х гг., будучи школьником, начал заниматься фотографией, и с тех пор с фотоаппаратом не расставался. Автор фотографировал, когда учился на физическом факультете Ленинградского Государственного университета, когда трудился в Государственном оптическом институте им. С.И. Вавилова научным сотрудником, когда ходил в горные походы. Среди маршрутов Александра – пересечение Гималаев на велосипеде, вело- и горные походы по заполярной Швеции, Норвегии и Исландии, байдарочные походы по Ладоге и Белому морю, скалолазание в Доломитовых Альпах, трекинги и восхождения в Непале, лыжный поход на Северный полюс, транс-тибетская экспедиция. Александр принимал участие в ряде экспедиций с целью поиска следов технологий древних цивилизаций в Перу, Боливии, Египте, Сирии, Ливане, Иране, Турции, Греции и Израиле. Его фотографии горных пейзажей экспонировались и побеждали на городских и всесоюзных фотоконкурсах.
С 2006 года. Александр Дымников является членом Союза фотохудожников России. С 2015 года – председатель Союза фотохудожников Санкт - Петербурга. Фотографии автора хранятся в Государственном Русском музее, в Государственном музейно - выставочном центре РОСФОТО, в Музее истории фотографии, в Государственном музее «Царскосельская коллекция», в галерее «Рахманинов дворик», в частных коллекциях разных стран мира.
В последнее время большое внимание автор уделяет цифровым технологиям съёмки, качеству печати и обработке фотографий. Всё это помогло Александру подняться на очень высокий уровень искусства чёрно - белой фотографии.
В канун Нового года Омский музей просвещения представляет экспозицию «Космический пейзаж», которая включает более 40 работ. Автор знакомит нас с местами, где сегодня, как и сотни миллионов лет назад, ты чувствуешь дыхание и осознаёшь свою «близость к формированию планеты - живого космического тела, которое внутри раскаленное, булькает, и клокочет и даже через кратеры и трещины прорывается на поверхность, создавая космический пейзаж. Космос приходит в ощущениях изначальности ландшафта, первородности камня и вечности льда, временной и пространственной связи с бесконечной Вселенной. Космический свет от далекой звезды формирует земную тень. Завораживает взаимодействие природных форм и линий, суши и водной стихии. Удивляют простота и лаконичность. Этого достаточно для общения с Космосом. Гармония и ритмы, вызывающие эстетический восторг - это и есть Космос», - так описывает свою выставку автор.
Выставка позволяет зрителю «услышать» звенящую тишину на вершине Гималаев, «ощутить» таинственные пески Сахары, увидеть места, где линия горизонта настолько тонка и незаметна, что кажется, будто небо лежит на Земле. Это, с одной стороны, многообразие ландшафтов и линий, а с другой — глубина передачи объема и фактуры. И, конечно, безусловная любовь автора к тому, что за кадром.
Данная выставка организована музеем в содружестве с детскими художественными школами г. Омска: БОУ ДО «ДХШ № 3 им. Е.Е. Гурова», БОУ ДО г. Омска ГДДюТ ДХШ «Модерн», воспитанники которых с помощью своих работ передают свое неповторимое представление о Космосе.
Выставка «Когда деревья были маленькими, а звери – большими»
В истории земли было такое время, которое называлось ледниковый период. После значительного понижения температуры, почти всё Северное полушарие превратилось в сплошную лесотундру, а точнее – тундростепь, с произрастающими карликовыми деревьями и бродящими стадами больших и даже огромных животных. Например, древних слонов, родственники которых и сегодня являются самыми крупными наземными животными.
Что мы знаем о ледниковом периоде? Мы беспокоимся о глобальном потеплении, с тревогой наблюдаем, как тают снега Арктики и растет средняя температура на планете. Имеются предположения и утверждения о том, что потепление всегда являлось признаком длительного похолодания и установления ледникового периода. В настоящее время мы живем в межледниковье. Изменения климата ставят людей в ситуацию беспокойства и недоумения. Возникает множество вопросов о будущем, а именно – наступит ли это страшное похолодание, и такое ли оно страшное?
Выставка «Fiat Lux! Да будет свет! Физика в школе и в жизни»
Выставка «Fiat Lux! Да будет свет! Физика в школе и в жизни» продолжает проект музея «Учебный класс», посвященный преподаванию в школе тех или иных учебных предметов.
На выставке представлено только два раздела физических знаний, изучаемых в школе: акустика и оптика. Музейные коллекции по истории образования позволяют рассказать посетителям о том, как изменялись во времени представления о физике в школе и повседневной жизни с конца XIX века до наших дней. Выставка знакомит с интересными фактами из истории физики, истории таких знакомых нам предметов как фотоаппарат, радио и телевизор.
Выставка "В городе есть крепость, в крепости - острог"
Период пребывания Фёдора Михайловича Достоевского в Омском каторжном остроге считается временем его становления как великого писателя, получившего мировую известность. Каторжный период Ф.М. Достоевского продолжался в течение четырёх лет (1850 – 1854 годы). Этот период жизни был временем лишений и страданий, однако именно он во многом оказал влияние на мировоззрение писателя, определив его дальнейший творческий путь.
К сожалению, казармы каторжного острога до наших дней не сохранились, и впечатление о них возможно было составить, только открыв «Записки из Мертвого дома». Однако сейчас это место обрело совершенно точные координаты, и это особенно значимо в год 200-летнего юбилея со дня рождения писателя.