Омский музей просвещения

г.Омск, ул. Музейная, д.3, тел. +7 (3812) 23‒02‒09

joomplu:1082
joomplu:710
joomplu:625
joomplu:504

Усть-Тара – территория тайн ("Омская правда" 11.09.2013 г.)

Омская правдаПодтвердилась гипотеза омских археологов: 4 тысячи лет назад в Усть-Таре было построено 90 домов. Это одно из древнейших поселений эпохи бронзы.

Сто памятников в медвежьем углу

Археолог, директор Омского музея просвещения Игорь Скандаков занимается изысканиями в районе деревни Усть-Тара более 20 лет. С 1988-го по 1994 год он участвовал в составлении свода археологических памятников Омской области и прошел по правобережью Иртыша от Усть-Ишима до Муромцева. Тогда благодаря работе омских специалистов на учет было поставлено полторы тысячи археологических памятников. Район вокруг деревни Усть-Тара – уникальная территория. На площадке длиной 15 километров по Иртышу и 3 километра на восток находится более 100 археологических памятников: культовых мест, стоянок, поселений, городищ и курганных могильников от эпохи неолита до позднего средневековья. Уникальный район, заповедное, таинственное место. Ныне малолюдное – в Усть-Таре только 160 жителей. Оттого, наверное, и сохранились здесь следы древности, что за последние полторы тысячи лет люди предпочитали преображать по своему усмотрению другие территории, а Усть-Тара оставалась «медвежьим углом», где и нога туриста почти не ступала. Это раздолье для археологов. Они и приезжают сюда ежегодно летом в составе комплексной экспедиции с участием студентов, школьников и добровольцев – любителей древности. За организацию и работу экспедиций отвечают областной Музей просвещения и Музей археологии и этнографии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

– У археологов летом – разведка, зимой – стационарные исследования, – говорит Игорь Скандаков. – Поэтому сенсационное открытие – дело не одного дня. Сенсация готовится годами работы.

Усть-Тара – территория тайн Какова же последняя сенсация Усть-Тары?

– Подтвердилось: здесь неподалеку было большое поселение. Исследуются впадины от 90 домов. Это же целый древний город!

Город рыбаков

4 тысячи лет назад люди построили здесь дома из сосновых бревен, углубляя срубы в землю на метр. Сегодня от тех построек остались заросшие лесом и кустарником круглые впадины диаметром до 20 метров. Это, значит, несколько самых больших домов имели площадь почти 400 квад-ратных метров. Сколько людей могло поместиться в одном таком жилище? Семьи были большие, состояли из нескольких поколений. Можно осторожно предположить, что население этого города могло быть и тысячу человек. Но как они выживали в лютой Сибири? Многолетние раскопки постепенно помогали найти ответ на этот вопрос. В землянке на окраине поселения обнаружено большое количество фрагментов глиняной посуды одной эпохи. И капля бронзы. Но в Прииртышье нет железной руды! Значит, древние люди имели связи с Алтаем, Уралом. Существовал обмен торговлей и знаниями, распространявшийся на тысячи километров! Поразительная находка 2010 года – десятки глиняных грузил. И во время экспедиции этим летом студент магистратуры СибГУФКа Виктор Райх выполнял задание сделать срез на обрыве и вдруг закричал: «Ура!» Вновь в руках археологов оказались грузила и глиняная посуда. Здесь жили рыбаки, использовавшие сети. Нигде в Омском Прииртышье не найдено такое большое количество глиняных в виде трубок обожженных грузил. Их изготавливали так много, что сломанные выбрасывали.

Щука – за два метра

– На раскопках средневекового городища неподалеку отсюда я держал в руках позвонок щуки, длина которой была 210 сантиметров, – говорит Игорь Скандаков. – Усть-Тарский микрорайон – промышленный рыбный край. И это тоже сенсация. А пристрастие жителей к охоте еще предстоит доказывать, пока найдены только некоторые косточки диких животных. Но были домашние – коровы, лошади. Это было мощное поселение.

Усть-Тара – территория тайн– К какой расе принадлежали эти древние жители Прииртышья?

– Многолетние исследования омских ученых позволяют предположить, что они принадлежали к арийским племенам, предкам древнеевропейских народов. Чтобы достоверно узнать, кто они были, куда ушли, нужна еще не одна экспедиция и комплексные исследования.

Прилетали ли к нам инопланетяне?

Год назад СМИ облетела сенсация: под деревней Усть-Тара в могильнике найдены останки женщин с вытянутыми черепами. Как будто это случилось вчера или позавчера.

На самом деле археологам на протяжении многих лет не раз и не два доводилось доставать из земли и исследовать такие находки. Но вот на Сибирский международный марафон прибыл спортсмен из Германии, что-то прослышал про Усть-Тарские раскопки и разместил в Интернете сообщение: русские прячут свидетельства о пришествии на Землю инопланетян. И пошло-поехало.

– Свердловский археолог профессор Владимир Генинг еще в 60-е годы нашел в Черноозерье один череп удлиненной формы. Мне довелось в начале 90-х на берегу реки Тары, в урочище Мурлы, обнаружить могильник, который я раскапывал несколько лет, – говорит Игорь Скандаков. – Находки – 8 черепов – передал в Тюмень антропологу, директору Института освоения Севера СО РАН Анатолию Багашеву. Его вывод: все принадлежат женщинам, в основном 50 лет. Отчего они вытянуты? Это искусственная деформация. В младенческом возрасте на голову девочки надевали тугую повязку, которую не снимали 20 лет.

– Для красоты?

– Вряд ли. Скорее, эта процедура имела мифологический смысл. Могильник датируется V веком. Это эпоха великого переселения народов. На женщинах – бронзовые гривны, пояса с пряжками, маленькие ножи. Это очень напоминает портрет воина-гунна, сделанный учеными: шлем, вытягивающий голову, золотая гривна на шее, доспехи, кинжал на боку. Возможно, средневековые жители Прииртышья видели гуннов, восприняли их как богов, спустившихся на Землю, которых стоит умилостивить подражанием?

Усть-Тара – территория тайнВенгры родом из Прииртышья?

Были ли гунны на Омской земле? Во всяком случае, саргатская культура скифо-сарматских времен, следы которой так обильно находят археологи в Прииртышье, окончилась в канун эпохи великого переселения народов. Возможно, гунны при движении в Европу взяли с собой саргатские племена. Этим объясняется родство венгерского и хантыйского языков. А южные ханты жили в наших краях, и в их мифологии есть изображения воинов и идолов с вытянутыми головами. Усть-Тара предлагает много загадок, которые еще предстоит разгадать.

Без металлоискателей!

Отныне закон запрещает археологам-любителям работу с металлоискателями.

Они себя так называют: археологи-любители. А профессиональные специалисты именуют их черными копателями. Археолог с металлоискателем не работает! Можно ведь пропустить кости, керамику.

Специалисты и любители работают по-разному.

– Они говорят: мы ищем старые деревни, интересуемся монетами, – рассказывает Игорь Скандаков. – Случается, приносят в музеи побочные для них находки: бронзовую фигурку животного, бронзовую сережку. Это, значит, копали на археологическом памятнике. Выдергивают из могилы воина Первой мировой православный крестик, пуговицы. Спрашивается: а где награды? Кто дал право тревожить прах? Местные жители в Усть-Таре нам говорят: приезжали, ходили с металлоискателями по огородам. Потом что-то распродается на закрытых форумах. Вредное занятие.

А если археология – действительно увлечение, дело для души, а не бизнес на костях – добро пожаловать в экспедицию в любое лето.

Можно даже без исторического образования.

Палатки и романтика

Лагерь под Усть-Тарой – это пять-шесть палаток, кострище, крытая кухня. Пятиразовое питание, дежурства по очереди. После завтрака все получают задания. Не только археологические. Школьники изучают историю окрестных деревень. Вот одна из последних жительниц Айткулово рассказала про раскулачивание: как арестовывали, расстреливали, закапывали людей, когда кто-то еще шевелился. Ребята записывали, потрясенные.

Участники лагеря видели следы медведя и даже слышали рев хозяина тайги, лосенок бродил неподалеку от лагеря. Одну из впадин от домов бронзового века полностью «перестроили», изрыв норами, барсуки.

В 2007-м участники экспедиции установили памятный знак в честь основателя Тары князя Андрея Елецкого. Ведь царским указом именно здесь ему предстояло поставить крепость. В 1594 году отряд приплыл в устье реки Тары на ладьях. Князю место не показалось удобным: низкое, сырое, залесенное. Но, положив начало городу в устье Аркарки, Елецкий назвал город все-таки не Аркарском, а Тарой, по имени таежной реки.

Памятный знак – это крест, напоминающий мачту, щит, ладьи и две секиры. Местные жители помогали мастерить этот символ. А к нынешнему приезду экспедиции по-своему почину и подновили: покрыли серебряной краской, как и памятник павшим в годы Великой Отечественной войны.

Музей в национальном парке

Археолог Игорь Скандаков выступил с предложением включить Усть-Тарский микрорайон в состав нацио-нального парка.

Он считает, что уникальное сочетание археологических, исторических, этнографических памятников и природных ресурсов на ограниченной территории, опыт и практика научных исследований, солидная музейная коллекция – все это создает предпосылки для успешной реализации проекта всероссийского уровня.

Кроме того, по его мнению, в любой точке реки Тара возможна организация водного отдыха туристов. Проект предполагает создание в национальном парке в перспективе музея под открытым небом с несколькими значащими объектами: древнее городище – ставка сибирского хана, культовые места и поселения с реконструкцией сооружений древнейшей оседлой цивилизации Прииртышья, сибирское подворье и татарский дом, реконструированная русская мельница.

Это позволило бы основать туристический центр для знакомства с древностями, а также для охоты и рыбалки, путешествия на лодках от Муромцева до Усть-Тары, пешего маршрута «Усть-Тара – Окунево».

Факты

В районе Усть-Тары археологические разведки и раскопки проводили:

  • в 60-хх гг. 20 века московские, томские и свердловские археологи (Владимир Матющенко, Владислав Могильников, Владимир Генинг);
  • с 1990 года археологический отряд ОмГПУ, а затем комплексная историко-педагогическая экспедиция Омского музея просвещения под руководством Игоря Скандакова (открыто и исследовано около 100 новых памятников);
  • с 1999 года Среднеиртышская археологическая экспедиция ОмГУ имени Ф. М. Достоевского;
  • с 2008 года Музей археологии и этнографии ОмГУ имени Ф. М. Достоевского под руководством Владимира Михалева. С 1998 года комплексная историко-педагогическая экспедиция Омского музея просвещения под руководством Игоря Скандакова на берегу реки Тары возводит палаточные лагеря, собирает в научный лагерь школьников Омска и Омской области. Проходят практику студенты-историки. В Омском музее просвещения накоплен значительный объем материалов, связанных с древней, средневековой и современной историей, этнографией и культурой Тарского Прииртышья, насчитывающий более 7 тысяч единиц хранения.

Справка

Усть-Тара – деревня в 40 километрах к югу от города Тара на правом берегу Иртыша в устье реки Тара. В переводе с тюркского Тара означает – узкий. Сегодня в Усть-Таре проживают 160 жителей. Есть школа. По описаниям XVIII века, край был богат зверем, птицей и рыбой. «В лесах урманных звери: соболи, бобры, выдры, медведи, разсамахи, лисицы чернобурые, белка, бурундук. ...На болотах лоси, олени, соболи живут в норах падучего дерева..., бобры живут в земляной норе...». «Птицы: лебеди, гуси, стрехи, журавли, аисты, цапли, скопы, саипы, утки, называемые селезни, крохали, гоголи, свизи, выстрохвосты, соксоны, черневеди, чирки и лутки, глухари, тетеревы, называемые косачи, петрушки, дравы или полские курицы, ... рябки, куропатки, кулики пяти родов ис коих называемые авдошки и пыздрики, зуйки, голуби полевые и дворовые, гагары трех родов. «Рыбы во оной (в Таре) щуки, окуни, ерши, язи, налимы, чебаки, также стерлядь заходит с устья неподалеку».

Светлана Васильева